суббота, 13 сентября 2014 г.

Как создать хороший сайт для научного центра?

Когда Вы только что защитили кандидатскую диссертацию, Вы наверняка предполагали, что заниматься наукой – это значит читать статьи, ставить эксперименты, думать в тиши кабинета или на свежем воздухе на даче, писать статьи, выступать на конференциях, обсуждать результаты… и т.п. другие приятные вещи... А оказалось, что нужно управлять сотрудниками, заниматься закупками, составлять и исполнять сметы, писать заявки и отчёты, отчёты, отчёты…  Ну и преподавать тоже иногда нужно… Вот сайтом ещё нужно заниматься. А как же наука? Это системная проблема. Выход хорошо известен – разделение труда, делегирование функций и аутсорсинг…

Мои попытки создать хороший сайт: печальная история со счастливым концом
Вот история смены моих подходов к созданию сайта…
Первый сайт для нашей научной группы я разработал около 10 лет назад с помощью Dreamweaver. Главная задача тогда заключалась в том, чтобы создать хорошо структурированную информационную среду, где огромная масса данных размещалась бы логически правильно. 
Прекрасная идея. Однако, как оказалось, хорошо структурированный сайт неудобен для пользователя. Если пользователь тратит на то, чтобы добраться до нужной информации, несколько кликов, то это очень плохо… Такой сайт непрозрачен, имеет путаную навигацию. А Dreamweaver – это, конечно, великое средство разработки, но только для редкообновляемых сайтов или шаблонов. На практике, если ваш сайт на  Dreamweaver, то  очень трудно делегировать кому-либо развитие сайта – добавление новых страниц и разделов или обновление уже имеющихся. 
Следующий созданный мной сайт уже обладал простой навигацией и не был глубоким – это удобнее для пользователя. Существует представление, что любая нужная пользователю информация должна храниться не далее чем в 2-х кликах от главной страницы сайта, т.е. не глубже третьего уровня вложенности.
По тому же принципу (небольшая глубина и прозрачность) было создано несколько промо-сайтов наших проектов, которые (промо-сайты) поддерживали наши заявочные кампании. К сожалению, создание отдельного промо-сайта под каждую заявку оказалось слишком трудоёмким.  Да и проблему разделения труда и быстрого наполнения сайта я так и не решил. Поэтому нужно было, во-первых, перейти к одной из систем управления контентом, а во-вторых, интегрировать функции промо-сайтов в основной сайт.
И вот не столь давно запущен наш новый сайт (сайт Центра фрактального моделирования – ЦФМ). Этот сайт разрабатывал уже не я (я занимался лишь философией сайта и графикой, а решение технических вопросов было передано на аутсорсинг веб-разработчику whirligig-of.blogspot.ru).

Стандартное решение с нестандартными добавками
Думаю, создавая новый сайт ЦФМ, нам удалось преодолеть несколько фундаментальных проблем. 
Во-первых, сайт разработан на основе системы управления контентом WordPress – стандартное и надёжное решение. Чтобы наполнять сайт новой информацией, пользователь просто вносит в соответствующие поля интерактивной формы нужный текст и картинки и ставит несколько галочек. И всё – появляется новая запись или раздел.

Кроме того, теперь у нас есть возможность разделить административные права (кто-то выполняет функции администратора, кто-то – автора или редактора…). 
Во-вторых, сайт довольно гибкий. Это обусловлено предельной простотой структуры. Из меню на главной странице пользователь попадает в рубрики, которые представляют собой перечисление отдельных записей, а оттуда – к конкретной записи. Причём, запись может принадлежать к разным рубрикам. Чтобы создать специальную промо-рубрику, достаточно всего лишь написать к ней описание,  добавить в неё несколько имеющихся записей, и разместить баннер (картинку с ссылкой на эту рубрику) на главной странице (обычно вверху слева, так как это самая заметная область  при просмотре любого сайта).  Сайт, таким образом, в любой момент можно быстро трансформировать, выведя на первый план тот или иной контент, переструктурировать материалы и пр.
В-третьих, удачным, хотя и рискованным, мне представляется применение на нашем сайте журнального шаблона. Эта структура размещения материала (особенно на главной странице) характерна именно для крупных информационных порталов.

В журнальном шаблоне на главной странице вывешивается много данных. Здесь есть опасность: внимание читателя, как только он заходит на сайт, сразу рассеивается. Такой шаблон редко используется для создания сайтов научных центров… 
Но всё-таки мы создавали не просто визитку, а многофункциональный сайт, обладающий к тому же неким PR-эффектом (я имею в виду public relation, а не индекс для ранжирования сайтов  Google PR). Положительная сторона журнального шаблона – возможность разместить много информации в поле зрения читателя. Нужно только правильно расставить акценты. Поэтому бооольная часть материалов на главной странице  – это своего рода акцентированное меню – короткие характеристики самых интересных и важных разделов, которые пользователь должен посетить прежде всего. 

Такой способ представления материалов редко можно встретить на сайтах научных центров, но ведь мы стремились создать не просто  хорошо структурированное хранилище данных, а инструмент продвижения наших проектов…
Вообще в нашем новом сайте много новаций. (Конечно, лишь мне – человеку, не посвящённому в тонкости современного  сайтостроения, –  они кажутся новациями. В большинстве случаев это хорошо известные решения. Но порой у меня возникает ощущение, что высокотехнологичные web-мастера и заказчики сайтов живут в разных реальностях… И знакомство с другой реальностью порой немало удивляет обе стороны…)

Вот ссылка на блог разработчика whirligig-of.blogspot.ru, где можно узнать: что такое система управления контентом и как она работает; как выбрать шаблон для сайта и настроить его; как разместить сайт в Сети и что такое доменное имя и хостинг; как обеспечить юзабельность (удобство для пользователя) и т.п.

Удачи! 



Дмитрий Жуков

Центр исследования политических трансформаций centrtsu.ru
Центр фрактального моделирования  ineternum.ru
Кафедра международных отношений и политологии
ineternatum@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий