пятница, 12 сентября 2014 г.

Зачем научному центру сайт?

Создание сайта, как мне представляется, непременное условие развития устойчивой и продуктивной научной группы. Сайт для учёного  это не просто визитка, это способ продвижения своих идей, публикаций, заявок, своего имени… К сожалению, большая часть сайтов научных центров в России по техническим и содержательным характеристикам застряла в середине (в лучшем случае – в конце) 90-х годов. Давайте изменим ситуацию – давайте научимся выглядеть в Сети более современными и компетентными. Итак, зачем научному центру сайт? Ответов несколько, равно как и стратегий развития сайта…

Ответ 1: сайт как большая визитка
Сначала самый простой и традиционный ответ. Сайт это представительство научной группы в Сети – место, где можно обнародовать список публикаций, разместить фотографии участников группы и немного похвастаться достижениями… То есть это расширенная визитка. Многие ваши контр-агенты, получив Ваше электронное письмо, увидят, что в подписи упомянут Ваш сайт… Это хороший формат для получения правильной, официальной и относительно детальной информации о Вас как о руководителе или участнике группы…

Модели, которые позировали для картины Гранта Вуда «Американская готика», рядом с самой картиной. Источник: http://kvilesse.ucoz.ru/publ/obzory_samoe_interesnoe_nashego_sajta/grant_vud/4-1-0-1208
Этот ответ, в принципе, правильной; а вот манера поведения, которую он подразумевает не верна в корне. Обычно сайт-визиту создали и забыли: есть он – и есть.  А хороший сайт должен постоянно развиваться, наполняться, обновляться… Контр-агенты  должны видеть не монумент, а отражение активных научных процессов. А это значит, что данные должны быть свежими, актуальными; новостная лента – заполнена недавними событиями…, ну и Ваши фотографии должны быть не с советских времён)

Ответ 2: сайт как хранилище данных
Ответ второй… Странный… Сайт часто используют как своеобразное облачное хранилище… Здесь можно устроить  склад собственных и чужих статей, разместить коллекцию CV сотрудников, тексты выступлений на конференциях, аннотации проектов, базы данных  и пр.
Этот ответ правильный только отчасти… Конечно, удобно иметь хорошо структурированную информацию по научной группе всегда под рукой, но всё-таки настоящее облачное хранилище – это нечто другое.

К.Е. Маковский «Скупой рыцарь». 
И тем не менее, даже в таком виде сайт крайне полезен. Вы удивитесь, но многие научные группы начинают систематизировать и приводить в нормальный вид  собственную научную и презентационную информацию, только задавшись целью выложить её на сайте. Кроме того, можно предположить, что цитабельность Ваших статей возрастёт, если их можно будет более легко найти.

Ответ 3: сайт как PR-инструмент
Следующий ответ: сайт – это PR-инструмент (и PR-канал) для научной группы. (Я имею в виду public relation, а не индекс для ранжирования сайтов  Google PR.) Учёные, как и политики или бизнесмены, нуждаются в продвижении своих идей, своего имиджа (в лучшем смысле этого слова) в некоторых социальных кругах. На сайте можно рассказать о выполненных проектах, чтобы подчеркнуть, насколько сложные исследования Вы проводили и сколь ответственно вы относитесь к своим грантовым обязательствам. На сайте можно продемонстрировать, что Ваша научная инфраструктура (техника, компетенции сотрудников, имеющиеся патенты и авторские свидетельства, поддержка со стороны внешних учёных и целых сообществ) позволяет вам выполнить проекты той или иной сложности.
А свои авторские свидетельства, патенты и награды Вы вешаете на стенку? А может быть их копию следует разместить на сайте? Эффект тот же, зато стену можно освободить для хорошей картины – например, «Канун Варфоломеевской ночи» Карла Гуна.
В конце концов, сайт просто позволяет внести в Ваши отношения с партнёрами, экспертами, грантодателями чуть больше человеческого восприятия; сократить дистанцию между Вами и Вашими контр-агентами… Я знал одного великого учёного, который к каждой своей заявке на грант (которые он обычно выигрывал) прикладывал фотографию себя и своих коллег. Когда кто-то обратил его внимание, что конкурсная документация не включает такой документ, он ответил, что  нам скорее доверят выполнение проекта, если  увидят наши лица…

Ответ 4: сайт для информационной поддержки заявочных кампаний
Сайт может  быть на время  реструктурирован (если он достаточно гибкий) для выполнения функции промо-сайта для поддержки грантовой заявки. В формах заявки в большинстве случаев невозможно раскрыть некоторые детали замысла или развить гипотезы. А на сайте подобные материалы легко разместить… Или, например, можно обнародовать Ваше интервью, в котором Вы делитель замыслами относительно данного проекта.  Порой заявки пишутся так, что возникает острая необходимость пересказать их «человеческим языком».
Подберите и разместите  коллекцию Ваших статей по теме заявки. Приведите гиперссылки на публикации классиков или аналогичные зарубежные проекты…. И многое другое. В общем, поместите заявку в информационный контекст ваших исследований и развития мировых и отечественных исследований. 
Такой промо-сайт является своего рода продолжением заявки. Заявка – формальный документ, формальный  центр предлагаемой исследовательской программы (констатация актуальности, краткий анализ состояния проблемы, гипотезы, план работ и формальные обязательства и пр.), а промо-сайт – свободный рассказ о Вашей мечте, ну или о чём-то менее поэтичном….
И если Вы не забудете указать в заявке адрес сайта, то заинтересованный эксперт сможет узнать о Вашем проекте, о Ваших возможностях и целях намного больше, чем из формальной заявки. Предполагается, что чем эксперт больше информирован о проекте и Вашей деятельности, тем благосклоннее он отнесётся к заявке.
Промо-материалы можно выделить в отдельный раздел и разместить заметную  ссылку на этот раздел на первой странице. Это позволить организовать восприятие этого раздела и обеспечит заинтересованного пользователя навигацией.

П.А. Федотов. «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837 года». 

Ответ 5: сайт как способ представиться зарубежным партнёрам
Ещё один ответ – «экспансионистский». Рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью приобрести новые связи, в частности с зарубежными журналами. Откуда англоязычным  редакторам узнать о Вас и Ваших исследованиях? Ведь даже если статья хорошая, всё-таки редакторы, не зная автора, отнесутся к статье с опасением. А вдруг у автора репутация самого злостного в России псевдоучёного? Или автора в реальности не существует – и это всего лишь очередной провокационный фантом с целью очернить журнал? Что первым делом сделает редактор, чтобы узнать побольше о Вас? Поищет в Интернете или зайдёт на Ваш сайт. Но стоп! Есть ли у Вашего сайта англоязычная версия (если не полная, то хотя бы в формате сокращенного сайта-визитки)?

Джеймс Тиссо. «Quarrelling». 

Ответ 5: сайт как интерактивная платформа для организации работы
И, наконец, последний ответ – перспективный. Сайт может быть интерактивной платформой, обеспечивающей взаимодействие внутри научной группы и организацию работ. Для этого на сайте должны присутствовать инструменты авторизации, совместной работы над базами данных, обмена файлами, и даже тайм- и таск-менеджеры… Но это существенно усложняет сайт… Пока далеко не всем группам эти функции нужны. Но для больших, рассеянных в пространстве и времени (то есть в разных часовых поясах) коллабораций такие системы создаются… Но для нас это пока будущее, хотя и недалёкое…

И.Е. Репин. «Бурлаки, идущие в брод». 

В общем, наличие сайта для функционирующей научной группы – это просто правило хорошего тона. Помните дурную шутку из 90-х о том, что человек без мобильного телефона не существует, поскольку ему нельзя позвонить… А сейчас если в Вашей визитке не указан адрес Вашего сайта, то многие Ваши потенциальные партнёры окажутся в ступоре: неужели придётся  Вам позвонить, чтобы расспросить, кто Вы собственно такой?

Всего доброго! 



Дмитрий Жуков

Центр исследования политических трансформаций centrtsu.ru
Центр фрактального моделирования  ineternum.ru
Кафедра международных отношений и политологии
ineternatum@mail.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий