Создание
сайта, как мне представляется, непременное условие развития устойчивой и
продуктивной научной группы. Сайт для учёного
это не просто визитка, это способ продвижения своих идей, публикаций,
заявок, своего имени… К сожалению, большая часть сайтов научных центров в
России по техническим и содержательным характеристикам застряла в середине (в
лучшем случае – в конце) 90-х годов. Давайте изменим ситуацию – давайте
научимся выглядеть в Сети более современными и компетентными. Итак, зачем
научному центру сайт? Ответов несколько, равно как и стратегий развития сайта…
Ответ 1: сайт как большая визитка
Сначала
самый простой и традиционный ответ. Сайт это представительство научной группы в
Сети – место, где можно обнародовать список публикаций, разместить фотографии
участников группы и немного похвастаться достижениями… То есть это расширенная
визитка. Многие ваши контр-агенты, получив Ваше электронное письмо, увидят, что
в подписи упомянут Ваш сайт… Это хороший формат для получения правильной,
официальной и относительно детальной информации о Вас как о руководителе или
участнике группы…
Модели, которые позировали для картины Гранта Вуда «Американская готика», рядом с самой картиной. Источник: http://kvilesse.ucoz.ru/publ/obzory_samoe_interesnoe_nashego_sajta/grant_vud/4-1-0-1208
Этот ответ,
в принципе, правильной; а вот манера поведения, которую он подразумевает не
верна в корне. Обычно сайт-визиту создали и забыли: есть он – и есть. А хороший сайт должен постоянно развиваться,
наполняться, обновляться… Контр-агенты
должны видеть не монумент, а отражение активных научных процессов. А это
значит, что данные должны быть свежими, актуальными; новостная лента –
заполнена недавними событиями…, ну и Ваши фотографии должны быть не с советских
времён)
Ответ 2: сайт как хранилище данных
Ответ
второй… Странный… Сайт часто используют как своеобразное облачное хранилище…
Здесь можно устроить склад собственных и
чужих статей, разместить коллекцию CV
сотрудников, тексты выступлений на конференциях, аннотации проектов, базы
данных и пр.
Этот ответ
правильный только отчасти… Конечно, удобно иметь хорошо структурированную
информацию по научной группе всегда под рукой, но всё-таки настоящее облачное
хранилище – это нечто другое.
К.Е.
Маковский «Скупой рыцарь».
И тем не
менее, даже в таком виде сайт крайне полезен. Вы удивитесь, но многие научные
группы начинают систематизировать и приводить в нормальный вид собственную научную и презентационную
информацию, только задавшись целью выложить её на сайте. Кроме того, можно
предположить, что цитабельность Ваших статей возрастёт, если их можно будет
более легко найти.
Ответ 3: сайт как PR-инструмент
Следующий
ответ: сайт – это PR-инструмент (и PR-канал) для научной группы. (Я имею в виду public relation,
а не индекс для ранжирования сайтов Google PR.) Учёные,
как и политики или бизнесмены, нуждаются в продвижении своих идей, своего
имиджа (в лучшем смысле этого слова) в некоторых социальных кругах. На сайте
можно рассказать о выполненных проектах, чтобы подчеркнуть, насколько сложные
исследования Вы проводили и сколь ответственно вы относитесь к своим грантовым
обязательствам. На сайте можно продемонстрировать, что Ваша научная
инфраструктура (техника, компетенции сотрудников, имеющиеся патенты и авторские
свидетельства, поддержка со стороны внешних учёных и целых сообществ) позволяет
вам выполнить проекты той или иной сложности.
А свои
авторские свидетельства, патенты и награды Вы вешаете на стенку? А может быть
их копию следует разместить на сайте? Эффект тот же, зато стену можно освободить
для хорошей картины – например, «Канун Варфоломеевской ночи» Карла Гуна.
В конце
концов, сайт просто позволяет внести в Ваши отношения с партнёрами, экспертами,
грантодателями чуть больше человеческого восприятия; сократить дистанцию между Вами
и Вашими контр-агентами… Я знал одного великого учёного, который к каждой своей
заявке на грант (которые он обычно выигрывал) прикладывал фотографию себя и
своих коллег. Когда кто-то обратил его внимание, что конкурсная документация не
включает такой документ, он ответил, что
нам скорее доверят выполнение проекта, если увидят наши лица…
Ответ 4: сайт для информационной поддержки заявочных
кампаний
Сайт
может быть на время реструктурирован (если он достаточно гибкий)
для выполнения функции промо-сайта для поддержки грантовой заявки. В формах
заявки в большинстве случаев невозможно раскрыть некоторые детали замысла или
развить гипотезы. А на сайте подобные материалы легко разместить… Или, например,
можно обнародовать Ваше интервью, в котором Вы делитель замыслами относительно
данного проекта. Порой заявки пишутся
так, что возникает острая необходимость пересказать их «человеческим языком».
Подберите и
разместите коллекцию Ваших статей по
теме заявки. Приведите гиперссылки на публикации классиков или аналогичные
зарубежные проекты…. И многое другое. В общем, поместите заявку в
информационный контекст ваших исследований и развития мировых и отечественных
исследований.
Такой
промо-сайт является своего рода продолжением заявки. Заявка – формальный
документ, формальный центр предлагаемой
исследовательской программы (констатация актуальности, краткий анализ состояния
проблемы, гипотезы, план работ и формальные обязательства и пр.), а промо-сайт
– свободный рассказ о Вашей мечте, ну или о чём-то менее поэтичном….
И если Вы не
забудете указать в заявке адрес сайта, то заинтересованный эксперт сможет
узнать о Вашем проекте, о Ваших возможностях и целях намного больше, чем из
формальной заявки. Предполагается, что чем эксперт больше информирован о
проекте и Вашей деятельности, тем благосклоннее он отнесётся к заявке.
Промо-материалы
можно выделить в отдельный раздел и разместить заметную ссылку на этот раздел на первой странице. Это
позволить организовать восприятие этого раздела и обеспечит заинтересованного
пользователя навигацией.
П.А. Федотов. «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837 года».
Ответ 5: сайт как способ представиться зарубежным
партнёрам
Ещё один
ответ – «экспансионистский». Рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью приобрести
новые связи, в частности с зарубежными журналами. Откуда англоязычным редакторам узнать о Вас и Ваших
исследованиях? Ведь даже если статья хорошая, всё-таки редакторы, не зная автора,
отнесутся к статье с опасением. А вдруг у автора репутация самого злостного в
России псевдоучёного? Или автора в реальности не существует – и это всего лишь
очередной провокационный фантом с целью очернить журнал? Что первым делом
сделает редактор, чтобы узнать побольше о Вас? Поищет в Интернете или зайдёт на
Ваш сайт. Но стоп! Есть ли у Вашего сайта англоязычная версия (если не полная,
то хотя бы в формате сокращенного сайта-визитки)?
Джеймс Тиссо. «Quarrelling».
Ответ 5: сайт как интерактивная платформа для
организации работы
И, наконец,
последний ответ – перспективный. Сайт может быть интерактивной платформой,
обеспечивающей взаимодействие внутри научной группы и организацию работ. Для
этого на сайте должны присутствовать инструменты авторизации, совместной работы
над базами данных, обмена файлами, и даже тайм- и таск-менеджеры… Но это
существенно усложняет сайт… Пока далеко не всем группам эти функции нужны. Но для
больших, рассеянных в пространстве и времени (то есть в разных часовых поясах)
коллабораций такие системы создаются… Но для нас это пока будущее, хотя и
недалёкое…
И.Е. Репин. «Бурлаки, идущие в брод».
В общем,
наличие сайта для функционирующей научной группы – это просто правило хорошего тона.
Помните дурную шутку из 90-х о том, что человек без мобильного телефона не
существует, поскольку ему нельзя позвонить… А сейчас если в Вашей визитке не
указан адрес Вашего сайта, то многие Ваши потенциальные партнёры окажутся в
ступоре: неужели придётся Вам позвонить,
чтобы расспросить, кто Вы собственно такой?
Всего доброго!
Дмитрий Жуков
Кафедра международных отношений и политологии
ineternatum@mail.ru
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий