Тема объединения
вузов – Державинского и ТГТУ – до сих пор будоражит умы
научно-преподавательской общественности. Cейчас эмоции поутихли, финансовая ситуация ухудшилась, карьерные
перспективы потускнели, бизнес угас – и даже некоторые «индепенденты» признали,
что объединение это был шанс и для выживания,
и для развития. Во времена, предшествовавшие бурным дебатам, нас попросили
подготовить аналитическую записку о концепции и желаемом образе единого
университета. Я подготовил такую записку (мне помогал Сергей Лямин). И вот сейчас,
«разбирая архивы», я решил поделиться с
читателями нашего блога этими материалами.
Объединение
мы рассматриваем не как самоцель или количественное «укрупнение», а как способ
перехода к новому, более эффективному способу институционализации
научно-образовательного и инновационного сообщества. Мы
объединяемся ради прогресса, ради создания модернизированного вуза.
Миссия и ниша
Объединённый
университет (далее – ОУ) позиционируется как система воспроизводства человеческого
капитала для всей России, как центр притяжения для молодёжи Центральной России.
Миссия ОУ как
центра развития человеческих ресурсов соответствует общенациональной идее
сбережения народа. Эта мысль А.И. Солженицына, поддержанная В.В.Путиным,
является, пожалуй, основной общенациональной идеей в современной России.
Миссия Университета
как одного из институтов сбережения нации, конечно, воплощается не только в
соответствующей ориентации образовательных и научных программ. ОУ мы
рассматриваем как социальный институт, выполняющий не просто коммерческую
функцию продажи квалификаций потребителям-студентам. Мы понимаем ОУ как среду
воспроизводства человеческого капитала для России – для её общества и
государства.
Центральные
области Россия обладает некоторым демографическим ресурсом, который, как мы
надеемся, будет увеличиваться. Демографический всплеск следует ожидать именно
здесь – именно здесь будет находиться центр волны реколонизации периферийных
территорий.
Существует
государственная задача социализации этой волны в духе патриотизма, верности
ценностям суверенитета и национально-государственным интересам. Важно не только
поддержать сам демографический рост, но и предоставить новому поколению условия
для образования в духе, заданном государством, для здорового физического,
психического и интеллектуального развития. Это должен быть в полном смысле
слова национальный институт – удобный, безопасный, комфортный, доступный дом
для огромной массы молодёжи, которой, вне зависимости от статуса и
благосостояния, нужно предоставить возможности нормально развиваться, получать
качественное образование.
Мы верим,
что студенты, покинувшие alma mater ОУ в
Центральной России, найдут призвание во многих регионах страны, в т.ч. станут
одной из составляющих реколонизации огромных периферийных территорий. Уже сейчас
наши студенты активно и профессионально развивают производство во многих областях страны. Если из центра
России возникнет демографическая миграционная волна, то это должны быть не
потоки дешёвой неквалифицированной рабочей силы, а потоки хорошо образованных
специалистов, получивших высококлассное образование, воспитанных в духе
патриотизма и государственности.
Можно
сказать, что ОУ ориентирован не только на социальный заказ (в плане подготовки
специалистов определённой номенклатуры), но и на государственный заказ.
Мы изучили
миссии крупнейших университетов страны. Она важны и эффективны, но среди них нет
миссии сохранения и развития человеческого потенциала. Мы считаем, что это
могла бы быть наша ниша.
Вполне
логично создать университет именно в центре России, где сохранились некоторые
возможности для демографического воспроизводства, где сильны традиции
державности, где можно обеспечить комфортные условия для развития поколения,
которое смогло бы внести существенный вклад в реиндустриализацию страны и
создание умной экономики, в формирование здорового (во всех смыслах) общества,
ориентированного на ценности прогресса общества и суверенитета страны.
Наши преимущества, которые позволяют реализовать
миссию:
1. Расположение
Мы намерены
сделать объединённый университет привлекательным для студентов со всей страны (и,
главном образом, Центра России) и из-за рубежа, а также привлекательным для
авторитетных учёных, которые могли бы здесь заниматься исследованиями и
преподаванием. ОУ, таким образом, это проект общефедерального значения, но для
его реализации важны именно те преференции, которые предоставляет университету
регион: территории, развитую дорожную сеть, социальную стабильность и
безопасность, экологическое благополучие.
ОУ
позиционируется как место наиболее комфортное для получения и воспроизводства
знаний. Этому немало способствует тот факт, что ОУ располагается в социально
стабильном, безопасном, относительно недорогом для проживания месте, где нет
значимых социальных конфликтов. ОУ должен стать местом притяжения людей из
многих других регионов. Центр России следует рассматривать как место наиболее
комфортное для жизни во всех смыслах.
2. Создание новой среды для жизни
Значительная
часть ведущих зарубежных вузов располагается вне крупных городов и представляет
собой университетские города с развитой социальной инфраструктурой.
Мировой опыт
свидетельствует, что такие университетские центры привлекают желающих обучаться
и работать в качестве преподавателей и исследователей не только жителей
региона, но из всей страны. Привлекательность таких университетов обеспечивают
комфортные условия пребывания студентов, преподавателей, научных сотрудников. См. приложение 1.
Безусловно,
создание нового университетского городка американского типа – не годичный
проект, однако мы, объединившись, готовы сделать первые шаги к реализации этой
амбициозной цели.
ОУ,
локализованный в университетском городке, предоставляет своим студентам и
сотрудникам развитую и в значительной степени самодостаточную структуру,
позволяет студентам реализовать все свои социальные потребности, в прямом
смысле слова не покидая территории университета. Это способствует формированию
позитивного духа сообщества, глубокому погружению студентов в университетские
процессы.
3. Доступность стоимости обучения при высоких
стандартах качества
Мы имеем
возможности сделать обучение финансово доступным при сохранении и развитии
современной университетской инфраструктуры и высоких стандартов подготовки. До
сих пор стремление сделать образование финансово доступным приводило к тому,
что на образовательном рынке появилось множество филиалов, которые не могли
обеспечить сколько-либо приемлемое качество образования, но позволяли студентам
относительно дёшево приобретать дипломы. Формат ОУ предусматривает как
финансовую доступность образования, так и наилучшие условия обучения.
ОУ будет
довольно диверсифицированной структурой как в исследовательском, так и
образовательном смыслах. Мы можем специализироваться в нескольких областях:
инженерные науки, физика и нанотехнологии, химия, медицина, социальные и
гуманитарные науки и пр. ОУ будет классическим университетом в полном смысле
этого слова. Такая широкая специализация обслуживает основную цель ОУ –
расширение поля возможностей для его студентов и работников, создание
эффективной площадки для роста личностного потенциала и студента, и
преподавателя.
Таким
образом, проект ОУ имеет социо-политическую значимость. Тамбовская область
имеет давнюю традицию подготовки кадров для службы в ключевых секторах российского
государства. ОУ следует рассматривать как центр воспитания нового поколения (в
том числе новых суб-элит), ориентированных на службу общественным и
государственным интересам России. Для Тамбовской области характерны давние
традиции державности и позитивного отношения к национальному суверенитету,
общественным ценностям.
Бренд
Необходимо
обратит внимание, что практически все создаваемые сейчас федеральные
университеты не имеют локального названия, очевидно, чтобы подчеркнуть
федеральное значение этих учреждений: Южный университет, Арктический и т.п.
Предлагаем в качестве названия университета использовать устоявшееся его
обозначения как «Державинский» и «Цетрально-российский».
Университет для региона, регион для университета
ОУ
пользуется всеми преимуществами расположения в Тамбовском регионе, но в то же
время создаёт существенные преимущества для области. ОУ создаёт и поддерживает
бренд и положительный инвестиционный имидж нашей области.
Кроме того,
для региона само создание университетского городка стало бы крупнейшим и весьма
выгодным (в средне- и долгосрочной перспективах) инфраструктурным проектом,
стимулом для экономического развития. Строительство новых объектов в самом
городке, строительство (или реконструкция) трассы ОУ-Тамбов, продажа объектов
ОУ в Тамбове – всё это стимулирует развитие города.
Регион в
лице ОУ приобретёт не только великолепный бренд, но и центр трансфера высоких
технологий, которые, как свидетельствует мировой опыт, весьма удобно развивать
именно в благополучных аграрных регионах. Нельзя также не признать, что само функционирование
университета обеспечивает занятость и доходы значительной части населения,
формирует нормальный социальный климат, способствует сохранению поддержанию
адекватного статуса региона в качестве субъекта Российской Федерации.
Стратегия объединения
Создание ОУ
предусматривает реализацию трёх интеграционных инициатив:
1.
объединение по горизонтали (интеграция вузов региона)»
2.
объединение по вертикали, то есть интеграция учебных заведений различного уровня:
НПО (начальное профессиональное образование) + СПО (среднее профессиональное
образование) + ВПО (высшее
профессиональное образование) + ПВО (послевузовское образование);
3.
объединение межотраслевое (интеграция научных, образовательных и производственных
организаций различных типов: вузов, опытных производств, НИИ и пр.)
Объединение по горизонтали
«Одно государство – два строя» (формула Дэн Сяопина для объединения социалистического
Китая и капиталистического Гонконга).
Стратегия
централизации, как и стратегия децентрализации управления, реализованные в
вузах Тамбовской области, имеют как очевидные преимущества, так и некоторые
недостатки каждая. По большому счёту,
невозможно ответить на абстрактный вопрос, что лучше: управленческая
централизация или автономизация подразделений. Каждая из этих стратегий хороша
только в том случае, если в конкретной системе удаются устранить естественные
хорошо известные негативные эффекты той или иной избранной стратегии.
Предполагаем,
что объединение научных, образовательных и инновационных потенциалов
представляет собой, на практике, существенно более лёгкую задачу, чем
объединение административных служб, их стратегий и практик. Поэтому объединение
вузов планируется на начальном этапе как слияние (и устранение дублирования)
однотипных научных и образовательных подразделений, развитие связей между
коплиментарными, взаимодополнительными структурами и проектами, консолидация
инновационных разработок.
Объединение
должно стать расширением пространства реализации возможностей каждого
сотрудника.
Между тем,
создание ОУ не следует подменять оформлением ассоциации. ОУ должен стать единым
юридическим лицом. Только а таком формате он станет привлекательным объектом
для государственных вложений, для грантодателей и инвесторов. Вниутриуниверситетская
автономия подразделений не может быть чем-то противоположенным внятной и единой
университетской политике.
Объединение по вертикали
Объединение
по вертикали хорошо теоретически обосновано, широко практикуется и приносит
существенные результаты. Это способ создания единого образовательного
пространства, обеспечения преемственности образовательных программ разного
уровня, повышения качества образования. Такая
интегрированная на разных уровнях структура предоставит возможности
непрерывного образования: от общего, среднего, высшего и послевузовского до
профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Объединение межотраслевое
ОУ планируется
также как крупный опытно-производственный комплекс – как система трансфера
знаний из научного сообщества в МИПы и далее в реальный сектор экономики. Для
реализации такой цели мы объединим, помимо вузов, ряд НИИ и
опытно-производственных площадок. Именно такой формат позволит ОУ стать
действительно инновационным институтом, непосредственно содействующим развитию
наукоёмких высокотехнологичных производств. ОУ станет хорошей площадкой для
развития малых инновационных предприятий, которые в свою очередь должны быть не
просто грантополучателями, а привлекательными объектами для венчурного
инвестирования.
Именно такой
ОУ сможет обеспечить взаимовыгодное соединение образовательного, научного и
инновационного процессов.
Приложение 1. Чтоб я так жил)))
Университет Южной Каролины, США располагается в городке
(сollege town – своего рода университетский моногород) Клемсон (12 тыс.
жителей), который представляет собой, фактически, инфраструктуру, обслуживающую
кампус, а также место проживания сотрудников и офисы инновационных компаний. По
размерам (1400 сотрудников, 19 тыс. студентов)
университет сопоставим с ТГУ им. Г.Р. Державина. Тип кампуса – rural (не-городской).
Желаем удачи и процветания!
Дмитрий Жуков
Кафедра
международных отношений и политологии
ineternatum@mail.ru
|
Сергей Лямин
Кафедра Российской
истории
laomin@mail.ru
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий